День первый День второй День третий День четвёртый День пятый День шестой День седьмой День восьмой

Горный поход 2 к.с. по КГПБЗ 14-25 сентября 2011 года. Западный Кавказ, Красная Поляна.

реальный путь
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ. ВЫХОД.
Утро началось с раннего подъема еще по темноте. Впереди нас ждал насыщенный день: 15 км по пересеченной местности до Энгельмановой поляны, встреча с пограничниками и, конечно же, возращение домой. Позавтракав и собрав лагерь, туманным утром мы выдвинулись от Нижнего Кардывача вниз к Энгельмановой поляне. Шли довольно быстрым темпом, поскольку идти было еще далеко да и велика была вероятность того, что нас как минимум на час задержат погранцы у себя на заставе - у части группы пропусков в погран зону на руках не было, поскольку их просто неуспели забрать из отдела пропусков. Светило солнышко, облака сонно поднимались из долин, и мы, воодушевленные великой целью, всего за каких-то два часа добрались до злосчастной погран-заставы. Нас заметили еще издалека, поэтому при приближении к ней, нас уже встречал пограничник. Первым делом каждого из нас деловито обнюхала немецкая овчарка, затем пограничник забрал у нас все паспорта, пропуска, переписанные номера пропусков и ушел проверять подлинность данных и документов, ничего не оставив нам кроме как ждать. А ждать пришлось долго, поскольку на дворе стояло воскресенье - выходной день, и естественно, что служба выдачи пропусков не работала, а значит и не было возможности быстро проверить наличие у нас пропусков. Да и пришли мы на базу в 9 утра, когда все нормальные люди еще последний сон видят. А у погранцов база пропусков была только за начало месяца, мы же получали свои пропуска в середине сентября, поэтому наших пропусков в ней не оказалось. Стали звонить куда-то на базу, долго выясняли есть у нас пропуска или нет, никому не хотелось этого делать.. Уже в серьез начала обсуждаться перспектива поставить палатку или пойти в лес поискать там что-нибудь съестного: грибов разных, ягод, орехов, поскольку все наши съестные запасы мы прикончили еще на вчерашней дневке. В итоге, все-таки погранцы до кого-то дозвонились и выяснили, что у нас все в порядке, пропуска есть, но времени было уже 12 часов дня, т.е. в наличии у нас было три часа потерянного времени, сосущее чувство голода в желудке и как минимум 12 км дороги впереди, а потом же еще обратный путь в Краснодар, ведь завтра кому-то на работу... В общем, обрадованные, что нас наконец-то отпустили, мы побежали дальше, причем именно побежали - стабильная скорость передвижения у нас была 4-5 км/ч, что в условиях горной местности обычно обеспечить довольно трудно, но тропа была хорошей, все больше шла вниз по лесу вдоль реки, поэтому бежать по ней было относительно приятно, кто-то даже на ходу успевал подкрепляться ягодами и орехами. За каких-то три часа мы добрались до Энгельмановых полян, отметились на местном кардоне в Заказнике, что мы просто идем "сквозняком" через их территорию и побежали дальше к тому месту, где нас ждал предварительно вызванный ГАЗ66. Загрузив в него все свои рюкзаки и за одно себя, мы двинулись в путь по Грушевому хребту к кардону на Лауре, где уже начинал готовится сытный обед-ужин для нас. Ехали мы на ГАЗе, наверное, часа два. Неподалеку от кардона Пслух у нашего водилы внезапно закончилось горючее, пока он его добывал все желающие с большим удовольствием объедали растущие здесь в изобилии грушевые деревья, тем самым заглушая чувство голода. На кардоне Пслух мы опять подверглись проверке документов, но на этот раз отделались малой кровью - местные пограничники просто позвонили на уже пройденный нами пост, где им подтвердили, что все у нас есть и в нужном количестве. И наконец, спустя два часа пути, мы приехали на кардон Лаура, где стояли наши машины. Купив настоящего свежего белого хлеба в ближайшем магазине и переодевшись, мы набросились на заботливо приготовленый нам хозяйкой кардона мясной соус. Какой он был вкусный! Просто словами не передать :-) Съели все до последнего кусочка, после чего попив чай и разобрав поход, упаковали по машинам вещи и рюкзаки и отправились домой. Уставшие, замученные, но довольные и счастливые.